?

Log in

No account? Create an account

vitokro


Путешествую на мотоцикле ;)


Previous Entry Share Next Entry
Афродисия(Афродисиас) - один из самый любопытных древнегреческих городов
vitokro
Изображение

Почти любой кто хоть раз побывал в Турции ездил в Памуккале, но мало кто знает, что всего в 40 км от знаменитых травертин находится один из самых любопытных древнегреческих городов.


Афродисия или Афродисиас выгодно отличается от других городов разнообразием различных объектов и артефактов. Тут вам и классический набор: театр, агора, булевтерий так и весьма редкие объекты: самый большой сохранившийся древнегреческий стадион, фонтан и музей различных лепнин и фигур.
Такого набора нет практически нигде в современной Турции. Но обо всём по-порядку.

[Историческая справка]

Map
Всем известно поклонение древних греков прекраснейшей из богинь античности - богине природы и красоты Афродите. Именно в её честь был назван полный скульптурных чудес город Афродисиас.

Город не только был центром культа богини, но и сам являлся образцом изящества, лёгкости исполнения архитектурных творений.

Руины одного из крупнейших культурных центров Римской империи в Малой Азии лежат на берегу одного из притоков реки Büyük Menderes на плоскогорье на высоте 600 м. над уровнем моря в окружении высоких гор. Это один из самых изолированных античных городов Турции.

Несмотря на стратегически выгодное положение на границе Кари, Лидии и Фригии, недалеко от главных торговых дорог, долгое время на месте Афродисас находился только культовый центр. Город, основанный в честь богини любви Афродиты, возник только в начале II в. до н.э. и постепенно разросся, заняв территорию в 520 гектаров.

При императоре Юлии Цезаре (Julius Caesar) он получил специальные привилегии, сохранявшиеся вплоть до конца Римской империи.

Под покровительством императоров Афродисас превратился в крупный культурный центр. В созданной здесь школе учились скульпторы, работавшие затем во всех уголках огромной империи, включая и сам город Рим.

В эпоху христианства, Византия, чтобы разрушить культ Афродиты, переименовала город, назвав его Ставроролис (Город креста) и превратила в один из центров епископства.

После появления христианства популярность культа Афродиты стала уменьшаться и постепенно сошла на нет, а храм Афродиты перестроили в базилику.

После нескольких сильных землетрясений, набегов сельджуков и турецких племен в XII-XIII вв. на античных руинах возникла оттоманская деревня Geyre (искаженное от Кария).

В 1956 г. землетрясение разрушило деревню Geyre. Новую деревню стали строить в 1,5 км к северу, а на месте старой начали вести археологические раскопки

Афродисиас знаменит как своей невероятно богатой историей, так и красивой природой. Здесь много зеленых насаждений, начиная от тополя и кончая оливковыми деревьями. Город славился не только философией и медициной, а в первую очередь школой скульптуры.

Расцвет Афродисиаса поддерживала школа декоративного искусства. Во 2-м и 3-м веках до нашей эры скульпторы из Афродисиаса получили мировую известность. Самые лучшие скульптурные памятники отправлялись в Италию морем, но, вместе с тем, редчайшие экземпляры афродисских мастеров бережно сохранялись на родной земле.




Расстояние от Денизли до Афродисиаса  - 80 км. Возле поворота к раскопкам есть охраняемая стоянка, настырные турки рьяно утверждали, что возле входа в музей парковаться нельзя и надо парковаться на платной парковке. В стоимость парковки входит проезд на чудо-паровозике похожий на те, что катают детей в парках. Только наш вагончик тянул не милый паровозик, а обычный турецкий трактор.


На сайте lib.rus.ec лежит чудесная карта этого города, за что им и спасибо


Сразу после входа в музей Афродисиаса стоит крытое здание музея, где хранятся различные скульптуры, лепнины и прочие особо ценные экспонаты. Отдельно за вход в крытый музей платить не надо.
Практически нигде в Турции нет больше такого музея при раскопках. Например, с несчастного Пергама ушлые немцы утащили почти всё самое ценное в Берлин.
Но музей мы оставим на потом, сначала посмотрим на Себастейон.

Вдоль дороги стоят разные артефакты, знатокам греческого будет любопытно почитать






Должно быть, в глазах были драгоценные камни


Себастейон - храм посвященный Афродите и  Римским императорам династии Юлиев-Клавдиев. Его строительство началось в 20 году н.э. при императоре Тиберии и закончилось при Нероне. Раскопали этот храм в 1979-1981 годах.
Храм трехэтажный, лучше всего сохранилась часть второго этажа.  Оформлен храм в классическом стиле:
Первый этаж - Дорический ордер(простые колоны)
Второй этаж - Ионический ордер (колоны с завитушками)
Третий Этаж  - Коринфский Ордер (колоны с акантованым орнаментом)
Рельефы на здании - копии, оригиналы выставлены в крытом музее.










Театр
Он был основан в I в. до н.э., но три века спустя подвергся сильной реставрации. На здании был вырезан императорский декрет о предоставлении городу особых привилегий.


Театр имеет минимальные следы реставрации и в целом имеет очень хороший вид




Кресло со спинкой возле прохода


Вид с театра открывается шикарный. Вокруг красивые горы, можно просто сидеть и смотреть на окружающий пейзаж.


Первый ряд имеет спинки, в центре театра стоит VIP-кресло


Меня особенно заинтересовали "точечки" на карнизе колоннады




Точно такие же пупырышки встречались и в других греческих городах. Для чего они были сделаны я так и не узнал до недавнего времени,
пока не наткнулся на статью о дорическом ордере.


Эти точечки называются "гутты" и есть частью архитектурного стиля




Вид сверху:
files/Research Projects/Aphrodisias/Aphrodisias theater 1.jpg

На юго-восток от театра находятся театральные бани









Часть раскопок начинает по новому зарастать травой:


Остатки колон с Епископского дворца с редкого голубого мрамора


Вид с театра на бани Адриана и на портик Тиберия


Портик Тиберия


Фонтан Аполлона





Одно из самых любопытных занятий в древних городах - разглядывать мелкие детали, такие например как стыковка борта фонтана с колонной.




Бани Адриана. Мозаика прикрыта тканью




Еще одно интересное здание: булевтерий - городской совет Афродисиаса. В нем проходили городские собрания, а также концерты и литературные вечера.
В наших интернетах его часто называют одеоном.


Внизу булевтерия сейчас образовался бассейн


Сидушки очень хорошо сохранились



Храм Афродиты

Немного севернее можно увидеть 14 колонн, оставшихся от храма Афродиты. Его построили в 1 веке до н.э., а в V веке н.э. превратили в базилику. В результате раскопок удалось обнаружить основание более древнего здания, датируемого VII в. до н.э. Вероятнее всего, именно здесь находилось святилище матери-богини, которой поклонялись в VII в. до н.э. К северу от храма находилась Школа философии, от которой остался только фундамент.







Ворота Храма (Тетрапилон)

Тетрапилон - главная достопримечательность Афродисиаса. Созданы они в II веке н.э. в стиле коринфского ордера



Реконструкцию ворот закончили в 1991 году.



Одной из самой узнаваемой деталью коринфского ордера есть изображения сорняка аканта(аканфа). Оно использовалось позже в оформлении церквей и храмов и даже сейчас мотив аканта очень популярен







Вид сбоку


Монументальный Стадион ( I - II вв. н.э.) является границей археологической зоны с северной стороны. Он мог вместить 30 000 зрителей и был одно время преобразован в арену. В ряду других аналогичных сооружений Анатолии стадион отмечен как памятник хорошей сохранности.




В крытом музее выставлены наиболее ценные статуи, рельефы и другие артефакты. Он основан в 1979 году и имеет шесть залов.
Афродита:


Любопытный барельеф. На нем изображен император Нерон и его мать Агриппина, надевающая ему на голову венец.

[Занимательная история Агриппины и Нерона]
Эта Агриппина была весьма активная женщина, недалеко ушла от своего брата Калигулы.
У Агриппины после рождения сына Нерона, она снова вышла замуж за императора Клавдия. У Клавдия был свой сын Британник, но Агриппина выторговала у Клавдия, чтоб тот назначил наследником именно её сына Нерона. Со временем Агриппина так надоела Клавдию, что он начал подумывать сделать наследником Британника. Агриппина сыграла на опережение и угостила мужа волшебными грибочками, от чего тот и умер.
Но Нерон, не очень то, хотел быть маменьким сыночком и по римской традиции решил отправить мать к богам. Подсылал к ней убийц, пытался отравить, но Агриппина была на чеку. В конце-концов Нерон отправил любимую маму в морской круиз на специальной корабле который был построен так, чтоб утонуть сразу после того как выйдет в море. Но Агриппина и тут сумела выжить, бодрым брасом доплыв до берега. Нерон, зная изворотливость мамаши, сыграл на опережение и на всяк пожарный оставил отряд солдат на берегу. Агриппина поняв, что на этот раз не уйти, почти повторила реплику Тараса Бульбы: "Чем тебя породил, тем тебя и убью!" Feri ventrem, что значило "Поражай чрево!", как бы намекая, что рождения Нерона было для неё большой ошибкой.




В музее много барельефов и прочих артефактов. Посреди зала стоит статуя всадника на коне(правда от всадника осталось только одно бедро)


Три Грации. Судя по орнаменту под ними, они стояли на третьем этаже сабастейона.




Если бы я рекомендовал какой греческий город посетить на территории Малой Азии я бы рекомендовал именно Афродисию. Раскопки и реставрация тут выполнены на высоком уровне, а также толп невероятных толп туристов.



  • 1
Какая красота! И какая жалость! Опять потравил себе душу об утерянной, оккупированной земле(((

Вся история человечества - бесконечная череда завоеваний одних народов другими. Практический каждая пядь земли в Малой Азии переходила с рук в руки десятки раз. Те же греки и римляне тоже, по сути, были оккупантами для коренных жителей Малой Азии. Эта земля интернациональна и множество народов считало ее своей родиной.
А этим раскопкам очень повезло, что ими занялся Нью-Йоркский университет, уровень реставрации очень высокий

Вы бы так о своей потерянной земле не рассуждали

  • 1